Катализатор выполнен почти примитивно. Внутри кожуха из стали находятся керамические блоки, имеющие большое число продольных канальцев малого диаметра. Бывает, вместо керамики используется рулон гофрированной ленты из метла. На поверхность канальцев и ленты нанесен специальный микрослой из редкоземельных металлов (палладий, платина и родий). Собственно, это все, что возможно сказать об устройстве нейтрализатора. Он прост, но способен выдавать сложные проблемы. Они возникают по двум причинам:
Катализаторы (каталитические нейтрализаторы) инициируют химические реакции, итогом которых является превращение токсичных продуктов сгорания топлива, из которых состоят выхлопные газы, в нейтральные воду, азот и углекислоту.
Канальцы в сердцевине катализатора перекрываются сажей и нагаром. Этому процессу придает ускорение масло, попадающее в выхлопной коллектор. Накопление осадков увеличивается и из-за обогащения смеси при сбоях зажигания, или неполного сгорания топлива.
Механическая или термическая порча сердцевины катализатора. Керамика очень хрупкая и разрушается даже из-за вибраций. Более того, она может оплавиться из-за постоянного перегрева.
В любом вышеперечисленном случае каталитический нейтрализатор начинает играть роль пробки выпускного тракта, из-за чего двигатель работает с перебоями и вообще перестает заводиться. Любой барахлящий узел заменяют, либо ремонтируют. Это всем известно. С катализатором все наоборот. Ремонту он не подлежит, и обладатели автомашин идут более простым путем: не заменяют его на оригинальный, а стараются вообще избавиться от этого узла, для чего придумали массу способов и успешно их применяют. Но однако проблематично, что удаление катализатора будет безболезненным для авто. И очень сомнительно, что глушитель и резонатор останутся нейтральными к изменениям температуры и внутреннего давления. Что же предпринять в таком случае?
Странно, что лишь считанные единицы автолюбителей заменяют отслужившие штатные недорогими универсальными катализаторами, причем для большей надежности стараются приобрести устройства не дешевле 70 у.е. И не проигрывают и даже экономят! Может, стоит подумать о таком выходе?